VTEM skitter

Полезные советы по эксплуатации стартера и генератора иномарок

Генератор – вопросы по эксплуатации

 

Рекомендуется проверять генератор цифровым тестером. Его показатели будут точнее. Напряжение генератора, работающего на ХХ, без тока нагрузки составляет 13,9 – 14,9В. Добавление токовой нагрузки понижает напряжение 13,4 или 14В. Генератор, работающий на хх, выдает всего лишь 30-40% мощности. Добавление нагрузки, например, включение кондиционера или дальнего света фар, при неисправном генераторе демонстрирует провал напряжения менее 13,4В.

 

Каким образом можно удостоверится исправен ли генератор?

Напряжение более 15В свидетельствует о неисправности реле-регулятора и плохом заземлении. 

Как измерить рабочий нагрузочный ток?

Для снятия нагрузки рекомендуется использовать токосъемные клещи. Замер производится по шкале постоянного тока. Запрещается мерить нагрузку с помощью амперметра, включенного в разрыв электросети. 

Почему на машинах иностранного производителя запрещается проверять генератор отсоединением плюсовой клеммы с аккумулятора? 

Любой бросок напряжения, возникающий при резком скачке тока нагрузки, влечет возникновение явления коммутации. Даже короткое время броска напряжения до нескольких микросекунд приводит к пробою полупроводниковых диодов обратным коммутационным напряжением. 

Нужно ли менять реле, если загорелся сигнальный индикатор «нет зарядки»?

Индикатор – это всего лишь элемент цепи для возбуждения генератора. Горение индикатора перед запуском двигателя в работу свидетельствует о целостности цепи, к которой принадлежат реле-регулятор и другие элементы в том числе и ротор генератора. Что значит когда сигнальная лампочка не светится?

1.      короткое замыкание транзисторного ключа

2.      электрическая цепь в обрыве

Горящий индикатор означает, что цепь есть, а неисправен стартер или вышел из строя диодный мост. Для достоверности показаний и точности проверки применяется электронный тестер. 

Отличается ли принцип работы генератора ВАЗ и АУДИ

Агрегат идентичен по конструкции и принципу действия: «ротор – статор – диодный мост». Отличия касаются способов управления агрегатом. Генератор все чаще управляется бортовым компьютером. Предназначение генератора по превращению электрической энергии в механическую остается неизменным. Схема генератора Бош аналогична схеме генератора ВАЗ-2115. Наблюдается только внешнее отличие и способ управления реле-регулятора.

Для чего реле-регуляторы производят на разное напряжение отсечки?

Многие, казалось бы, не отличающиеся друг от друга по внешнему виду, реле-регуляторы имеют разные значения напряжения отсечки, например, оно входит в границы от 14,1 до 14,9В. Это нужно для подзарядки разнотипных аккумуляторов в зависимости от погодных условий использования и региона эксплуатации. Для среднего умеренного климата – напряжение отсечки рекомендуется повышенное. Для жаркого климата – желательно пониженное напряжение отсечки. Для России, характерно использовать аккумуляторы с повышенным напряжением отсечки. Для старых машин с большим износом силовой проводки, обуславливающей большие потери, повышенное напряжение помогает дозарядить аккумулятор.

Какие генераторы относятся к категории надежных?

Не бывает абсолютно надежных генераторов. Для образцов от любой фирмы найдутся свои слабые места. Например, DELCO USA и HITACHI – это ненадежный диодный мост. Для MITSIBISHI и Nippon Denso – это реле-регулятор. Для всех генераторов характерно старение обмотки статора. Панацеи в этом вопросе нет.

Что обуславливает надежность генератора?

Чем надежнее генератор убран в капот машины и защищен от влияния внешних факторов: грязи и воды тем лучше. Чем надежнее охлаждение тем дольше срок эксплуатации.

Какой должна быть рекомендованная температура качественно отремонтированного генератора?

Нагрев рабочего генератора, находящегося рядом с двигателем, составляет – 60-90оС. После включения кондиционера, различных подогревов, температура повышается. Для агрегата, вырабатывающего нагрузку до 120А -  90оС – норма. Критическая температура агрегата возникает при подключении дополнительного и незапланированного оборудования. Наиболее высокая температура генератора появляется при больших нагрузках и низких оборотах двигателя.

Пробой плеча диодного моста – еще одна причина перегрева генератора, это заметно по «закипанию» или просто потемнению обмотки            

 Как проверить неисправность статора и диодного моста? 

От диодного моста отпаивают статорные выводы, убеждаются в их целостности: отсутствии повреждений, зеленого медного окисла, темных следов нагрева. Тестером нужно прозвонить обмотку. Величина сопротивления должна быть – бесконечность или больше 20МОм. Если значение тестера показывает меньше 50 КОм – изоляция изношена и статор скоро выйдет из строя.

Проверка на «обрыв» а обмотке (на целостность) учитывается способ соединения обмоток – «звезда» или «треугольник».

Проверка статора на межвитковое КЗ. Тестер в этом случае бесполезен – необходимо проверять статор на диагностическом стенде в автомастерской.

Все диоды из пластин на «плюс» и «минус» измеряют последовательно. При проверке действие производят так как бы это были обычные диоды. С помощью диагностического стенда проверяется обратный ток утечки.

Проверяются добавочные диоды, которые или включены в конструкцию, а могут присутствовать в виде отдельной платы.

 Рис. Якорь со щеткодержателем

Звук, как свидетельство неисправности генератора

По звуку можно определить примерную неисправность генератора:

·         характерный «гул» или «визг» - подшипники вышли из строя;

·         тонкий писк – свидетельствует о медленном «умирании» обмотки статора (особенно у  VALEO, Nippon Denso);

·         тонкий писк до запуска двигателя у агрегатов фирм:  MARELLI, DELCO US, MOTORCRAFT – выход из строя реле-регулятора;

·         натужный гул – короткое замыкание диодного моста, подтверждается большой температурой генератора и горячим ремнем привода. 

Стартер – вопросы по эксплуатации

Работа стартера основана на работе планетарного механизма, в конструкции используется магниты, они пришли на смену обмоткам стартера. Мощность устройства при этом сохраняется прежней, сама конструкция становится намного легче и проще и в обслуживании.

Что означает «жужжание» или визг стартера во время пуска двигателя?

Визг стартера свидетельствует о том, что вскоре выйдет из строя «вилка» или бендикс (обгонная муфта) работает вхолостую. Значит, наблюдается износ бендикса. В компании StaryMotors меняют и ремонтируют бендикс в течение часа.

Что будет, если заменить изношенные втулки на самодельные, выточенные из меди или бронзы?

Стартер выходит из строя, а медь как-бы наматывается на вал якоря. «Родные» втулки делают по порошковой технологии – медно-графитовыми, они самосмазывающие. Когда происходит запуск двигателя, возникает большое давление. Медь как-бы «наматывается» на вал якоря и подклинивает работу. Менять втулки нужно правильно, смотрим здесь.

Какую смазку использовать для стартера?

Для планетарного редуктора пользуются графитной смазкой.

Вал якоря смазывать категорически нельзя. На смазку налипает грязь, через промежуток времени смазка засыхает и мешает работе бендикса. Полезнее использовать для смазки стартера стандартную «WD-40».

Медно-графитовые втулки также не требуют смазки.

Стартер начинает работать только при ударе по нему тяжелым предметом, например, молотком – что это значит?

Это говорит о том, что:

·         износились контакты тягового реле;

·         щетки сильно изношены и залипают в щеткодержателе;

·         износ и старение коллектора или загрязнение;

·         контакты силового провода окислились или плохо контактируют клеммы.

Стартер на автомобиле TOYOTA заводится после нескольких попыток, что значит?

Для всех машин марок TOYOTA используются надёжные стартеры Nippon Denso. Главная проблема для них кроется в износе контактных пластин тягового реле. Время на замену отводится не более 20 минут.

Проехал быстро через глубокую лужу – стартер начал все чаще работать вхолостую, что значит?

Главная причина кроется в том, что стартер приржавеет к валу, ведь большая лужа один из способов «убить» стартер. Особенно это характерно для Volkswagen Passat и других моделей этой фирмы. Из-за конструктивных особенностей брызги воды и грязь легко попадает на корпус и внутрь стартера. Приржавевший бендикс не дает замыкать пятаки. Помочь в этом случае может молоток и универсальная смазка WD-40. 

 

Можно ли подобрать аналоги для одной машины и поставить стартер с другого автомобиля?

Это не представляется возможным. При внешней схожести наблюдается разница в следующих характеристиках:

·         посадочное крепление;

·         габаритные размеры;

·         вынос и ход обгонной муфты;

·         размер шестереночных зубьев.

Подобрать замену можно лишь при переходе фирмы-производителя на изготовление редукторных стартеров. Конфигурация и основные размеры сохраняются. Можно заменить стартер с микроавтобуса FORD TRANSIT 2,5 Dis на без редукторный стартер от фирм LUCAS и BOSCH. 

Для японских или американских машин подобрать аналоги невозможно. Более подробно о ремонте стартера иномарки читайте здесь.